На главную
Коллегия адвокатов
На главную
О коллегии
Адвокаты
Публикации
Консультации
Ссылки
На главную
+7    421246-07-4621-00-43
Суд: место, где Иисус Христос и Иуда Искариот находились бы в равном положении, с небольшим перевесом в пользу Иуды.
Генри Луис Менкен
Публикации
Главный город   08'10
Главный город   03'11
Образ жизни   04'11
Образ жизни   07'11
Судебная власть   2013


Публикации в СМИ


Сборник научных трудов "Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики", 2013
 
 
 
Некоторые вопросы истории арбитражного судоустройства и судопроизводства России
 

Арбитражное судоустройство и судопроизводство в России имеет достаточно длинную историю уходящую корнями еще в средневековую Русь. Разрешение торговых и иных хозяйственных споров упорядочивалось по мере создания и развития системы судебных учреждений. Их специфика определялась историческими условиями и национальными традициями Русского государства. Прототипом арбитражных судов современной Российской Федерации являлись существовавшие до Октябрьской революции 1917 г. коммерческие (торговые) суды в ряде городов России.

Часть историков считает, что первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Ряд других исследователей относят зарождение арбитражного судоустройства к периоду существования Новгородской боярской республики. Так одно из первых упоминаний о специальном суде по торговым делам, во главе которого стоял тысяцкий, встречается в договорной грамоте Новгорода с Готландом, которую историки датируют концом XII века. Принято считать, что появление торгового суда именно в Новгороде было обусловлено схожестью условий развития Новгорода и Европы. Кроме того имело место быть иностранное влиянием, которому он был подвержен в большей степени, чем другие русские города. Этот суд назывался судом тысяцкого и "противополагался суду посадника, ведению которого подлежали дела поземельные".

Первая же попытка создать постоянный, специальный суд для купеческого сословия принадлежит царю Алексею Михайловичу (Тишайшему), который в Новоторговом Уставе 1667 года постановил: "Выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать" . Таким образом, были учреждены особые таможенные суды, состоявшие "из лучших торговых людей".

Дальнейшее развитие торговые суды получили в период реформ Петра I. Так в 1699 году в Москве была учреждена бурмистрская палата, обладавшая торговой юрисдикцией, а в 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами. Кроме того в 1721 г. был создан Главный магистрат, который судил торговые дела в городах. Специализированные торговые суды были так же созданы при ратушах и таможнях. Суды, в ведении которых находились торговые дела, стали называться судами таможенными. Царь предписывал торговым судам руководствоваться Уставами и Указами, то есть нормами права. В начале своей деятельности торговые суды России никакой постоянной формы судопроизводства не имели. Затем партикулярными письмами была введена форма отчасти словесного судопроизводства.

Что касается подчиненности торговых судов, то она была различной и изменчивой - таможням, магистратам, ратушам, надворьям, коммерц-коллегиям, департаменту внешней торговли и др.

Кроме этого в XVIII в. на смену Государевой Боярской Думе и Расправной Палате пришел Сенат. Очень скоро этот орган стал высшей судебной инстанцией. Как известно Сенат состоял из департаментов. Так его IV департамент, являлся высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти его можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда РФ.

История коммерческих судов России начинается в период правления императора Александра I. Так 1804 г. Комиссия по составлению законов разработала проект Устава коммерческого суда для города Одессы. 16 марта 1808 г. Временный устав коммерческого суда для города Одессы был утверждён. 26 ноября 1808 г этот суд был учрежден как первый коммерческий суд в Российской империи.

В последующий период при императоре Николае I, указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды, и особые для них правила судопроизводства. Коммерческие суды появились в таких городах как Москва, С.-Петербург, Таганрог, Феодосия, Керчь, Архангельск, Кишинев, Варшава. Некоторые из этих судов были упразднены еще до Октябрьской революции 1917 г. другие действовали вплоть до 1917 года, когда Декретом о суде № 1 советской власти все они были упразднены.

К подсудности коммерческих судов относились три категории дел, а именно: 1) торговые дела; 2) вексельные дела и 3) дела о торговой несостоятельности. Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав включавших в себя 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.

Судебная реформа 1864 года в России практически не коснулась коммерческих судов организационно. Изменения произошли только в их судопроизводстве. Так споры должны были рассматриваться на основе Устава Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств. Судебные уставы 1864 года, включавшее в себя процессуальные нормы применительно к деятельности общих и коммерческих судов, имели существенные недостатки при их издании, поскольку были опубликованы разбросанно в разных частях Свода законов. Поэтому после смерти императора судьи Московского суда и некоторых других городов, обратились с всеподданнейшем ходатайством о "Высочайшем повелении издать Судебные Уставы 1864 года особой книгой с наименованием оной "Судебные Уставы Императора Александра Николаевича".

Таким образом, была определена их подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось не далее того города, в котором он учрежден.

Поверенными в коммерческом суде могли быть управляющие, бухгалтеры, кассиры и иные лица, состоящие при конторе истца или ответчика. Помимо названных лиц представителями в коммерческом суде могли выступать так же те лица, которые внесены в список присяжных стряпчих. Так назывались поверенные, занимавшиеся не только представительством интересов доверителя в судебном заседании, но и подготовкой документов в коммерческий суд.

Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело.

Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток. До начала разбирательства по существу начиналась словесная "расправа": явившись в суд, ответчик мог заявить все отводы. Если отводы не были заявлены или не были уважены, то он обязан был дать ответ по существу исковых требований.

Состязание сторон велось в письменной форме. Протокол составлялся протоколистом под контролем секретаря.

Сразу после октябрьской революции 1917г., как известно, начала манятся экономическая система государства. Это вылилось в несколько этапов национализации промышленности. Подавляющее большинство предприятий перешли в государственную собственность. В связи с этим разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако в связи с дальнейшим развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями, так как одного ВСНХ для этого уже не хватало.

Создание органов государственного арбитража относится к 1922 году. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" . Были образованы Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО), арбитражные комиссии при областных экономических Советах, а затем- при губернских экономических совещаниях. Принятие этого документа было обусловлено началом НЭПа и потребностями становления новой экономики и отказа от административного руководства в этой сфере, а это в свою очередь привело к появлению большого количества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства.

Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

В ряде наркоматов и других ведомствах действовали свои арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства, получившие название ведомственных арбитражных комиссий.

Постановлением от 3 апреля 1922 года Президиум Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при местных органах, которые явились предшественниками органов ведомственного арбитража. Законодательное оформление этих органов и утверждение Положения об арбитражной комиссии ВСНХ СССР состоялось в 1926 году.

Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам, предусмотренным ГПК союзных республик, с некоторыми изъятиями.

Надо заметить, что понятие "государственный арбитраж", применявшееся в российской юриспруденции длительное время, не соответствует принятому в иных странах понятию "арбитраж". Под "арбитражем" в практике различных государств понимается разрешение споров третейскими судами, которым стороны по соглашению передают право разрешения конфликта и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров. Арбитражные суды в России являются государственными и осуществляют судебную власть при рассмотрении и разрешении возникающих в процессе экономической и иной предпринимательской деятельности споров, которые имеют в основе гражданские правоотношения (экономические споры) либо административные правоотношения.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе.

В последующий период индустриализации и коллективизации страны (1927-1941 гг.) происходит ликвидация арбитражных комиссий и идет становление государственного арбитража. Это было связано с прекращением хозрасчетных отношений и отношений частной собственности. К тому же в 1930-1931 гг. в стране проводилась кредитная реформа, основным положением которой сама система арбитражных комиссий и характер их деятельности не соответствовали. Поэтому 4 марта 1931 г. Постановление ЦИК и СНК СССР были ликвидированы государственные арбитражные комиссии, а споры между социалистическими организациями разных ведомств было решено передать судебным органам. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

3 мая 1931 года утверждено Положение о Государственном арбитраже. Первое положение о государственном арбитраже было утверждено постановлением ВЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г. В этом Положении, что Госарбитраж "учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета".

С момента образования арбитраж существовал в двух видах: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного административного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

В соответствии с указанным положением впоследствии в большинстве союзных республик были приняты либо положения о системе арбитражных органов в целом по республике, либо положения о Госарбитражах при СНК союзных республик.

Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик устанавливают, что имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора, за изъятиями, устанавливаемыми законодательством Союза ССР, рассматриваются органами Государственного арбитража.

Таким образом, наряду с общей судебной системой, Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик предусматривают особую систему органов, созданных специально для рассмотрения имущественных споров между социалистическими организациями - Государственный арбитраж.

В 1931 г. разработаны и изданы "Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Государственного арбитража". Постановлением СНК СССР "О мерах укрепления работы органов Государственного арбитража" были значительно расширены его полномочия.

19 декабря 1933 г. СНК СССР вынес постановление "О заключении договоров на 1934 год", в котором указал, что все споры, возникающие при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем, разрешаются органами государственного арбитража. Таким образом, к компетенции государственного арбитража были отнесены преддоговорные споры хозяйственных организаций.

На ведомственные, как и на государственные арбитражи, было возложено рассмотрение не только имущественных, но и преддоговорных споров, возникавших при заключении хозяйственных договоров.

Постановлением СНК СССР от 05.12.1939 на государственный арбитраж было возложено и рассмотрение споров, возникающих при согласовании основных условий поставки товаров.

Таким образом, была завершена организация специальных органов, рассматривающих и разрешающих имущественные и преддоговорные споры между социалистическими организациями в направлении укрепления хозяйственного расчёта, договорной и плановой дисциплины, в направлении повышения качества договоров и полного соответствия их государственному плану.

В период Великой Отечественной войны органы государственного арбитража оказывали активное содействие в выполнении заданий по обеспечению бесперебойного снабжения фронта всем необходимым для скорейшего разгрома врага.

В последующее время неоднократно предпринимались попытки модернизации устройства и деятельности государственного арбитража. Арбитраж приспосабливался к изменяющимся экономическим условиям, повышалась его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Единой системой в масштабе СССР органы Госарбитража стали 17 августа 1960 года с утверждением положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. После принятия Конституции СССР 1977 года арбитраж признан конституционным органом. Организация и порядок его деятельности стали определяться Законом "О государственном арбитраже в СССР".

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление "О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве", согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т.е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР.

Организация и порядок деятельности органов Государственного арбитража впервые закреплялись Законом "О Государственном арбитраже в СССР", принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В Российской Федерации Государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах Государственного арбитража, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР с 1 октября 1991 года на территории РСФСР упразднялись арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

В 1992 году был принят первый в истории России Арбитражный процессуальный кодекс. Вместо системы государственного и ведомственного арбитража была создана система арбитражных судов РФ.

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР "Об арбитражном суде", принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

Сергей Сулима, адвокат



Copyright © 2008-2016 "ДВ-адвокат". Web-design by Gene Oryx.